Проект организован при поддержке Фонда еврейского образования им. Л.А.Пинкуса (Израиль)

пятница, 19 апреля 2013 г.

Первые религиозные общины в Латвии




Первая еврейская религиозная община в Риге образовалась после появления в 1764 году нескольких десятков немецких евреев, получивших разрешение поселиться за городскими укреплениями, в районе пересечения нынешних улиц Маскавас и Дзирнаву. В том же районе появилась и первая синагога, размещавшаяся в жилом доме (известно, что она существовала уже 1780 году). Помещение сдавалось в аренду, так как до 1858 года евреям не разрешалось иметь в собственности недвижимость. Однако в виде исключения в 1850 году рижская община получила разрешение на собственное здание синагоги, впоследствии получившей название Алте шул (Старая синагога). В 1889 году оно было перестроено в романском стиле по проекту архитектора Р. Шмелинга. Тогда же синагога стала называться Алтнайе шул (Старо-Новая синагога). Она, как и другие, была сожжена 4 июля 1941 года, в пламени погибли люди.
Райсише минъяним — Белорусские молельные дома — синагога с тремя молитвенными залами для евреев, выходцев из белорусских и российских земель, главным образом хасидов, была построена в архитектурных формах неороманского стиля по проекту архитектора В. Граббе и открыта в 1885 году. Она не сохранилась, ибо была сожжена 4 июля 1941 года.
Золдатен шул — Солдатская синагога, основанная, как и многие подобные ей в Российской империи, евреями — бывшими николаевскими солдатами на улице Краславас (Палисадес). Деревянное здание, построенное в 1872 году было уничтожено 4 июля 1941 года.
Ди Грейсе хор-шул — Большая хоральная синагога, располагавшаяся на улице Гоголя, носила также название Гогол-шул. В 1868 году лифляндский губернский архитектор П. Харденак спроектировал эту самую большую в Риге синагогу. В гамме разных архитектурных стилей здания, возведенного в 1871 году, доминировали черты стиля ренессанс. Замечательное культовое строение славилась также канторами и хором. Во время праздников их приходили слушать рижане самых разных вероисповеданий. 4 июля 1941 года убийцы из команды Арайса и отрядов «самоохраны» сгоняли в синагогу окрестные еврейские семьи и случайных прохожих-евреев, а в ее подвалах находились искавшие приют литовские евреи — беженцы из Шяуляя. Синагога была сожжена вместе с людьми. Только почти через полстолетия на месте сожженной синагоги появилась возможность установить памятный знак — большой серый валун с высеченной на нем шестиконечной звездой Давида. Теперь здесь  расположен мемориал, сооруженный в 1993 году. Рядом с ним решено установить памятник спасителям евреев в период Холокоста.
Синагога Зейлен-шул названа так по старому немецкому названию улицы Стабу — Зойленштрассе. Автор ее проекта —городской архитектор Р. Шмелинг, здание выдержано в строгих формах романского стиля и было воздвигнуто в самом начале ХХ столетия. Надзор за строительством осуществлял известный рижский архитектор, еврей по национальности Пауль Мандельштам. Синагога начала действовать примерно в 1906 году. Через 35 лет, 4 июля 1941 года, она разделила трагическую судьбу своих сестер. Вместе со своей паствой в огне синагоги погиб молодой раввин Израиль Мойша Килов.
Найе-шул — Новая синагога была построена на улице К. Валдемара. Стороительство ее, а также синагог на улицах Авоту, Марияс, Стабу свидетельствовало о преодолении черты незримого гетто еврейского форштадта. В 1907 году в Риге насчитывалось уже шесть синагог и столько же миньяним — молельных домов.
Средоточием еврейской религиозной жизни в Риге сегодня является синагога на улице Пейтавас — Пейтав-шул. Когда к концу XIX века, когда число евреев-рижан достигло 22 тысяч, воздвигнутых синагог и нескольких молитвенных домов стало недостаточно, возникла потребность в синагоге для еврейской общины Старой Риги, где прежде, в историческом сердце города, евреям селиться не разрешалось. Эту синагогу спроектировали известные рижские архитекторы Герман Зойберлих и Вильгельм Нойман. Пейтав-шул была освящена в 1905 году, став второй по величине и красоте после Большой хоральной синагоги. При этом она вполне успешно конкурировала в сфере литургии с последней. В праздники Пейтав-шул была полна народу, причем приходили не только евреи, но и ценители литургической музыки других национальностей.

Шейла Эйзеншарф, 12 класс

0 коммент.:

Отправить комментарий